DarkWave Studio 3.2.7
Тип: программа для создания музыки при помощи аудио машинок (виртуальная студия).
Разработчик: Daniel Werner / ExperimentalScene
Лицензия: бесплатная
Поддерживаемые ОС: Windows XP/Vista/7
Основной формат проекта: .dwp
- Создание, соединение и настройка аудио-машинок.
- Возможность создания и совмещения паттерн для каждой машинки.
- Широкие возможности настройки аудио-машинок, паттерн, фильтров (особый вид аудио-машинок).
- Возможность записи трека.
- Возможность описания проекта.
- Возможность динамического редактирования.
- Возможность изменения скорости потока.
- Возможность редактирования многоканального звука.
- Изменение длины трека.
- Изменение размера выбранного элемента.
- Возможность регулировать силу соединений.
Эта программа встречает пользователя очень лаконично и сдержанно. Для оформления выбран равномерный тёмно-серый оттенок. Функции всех аудио-машинок при добавлении изначально свёрнуты, программные элементы распределены по закладкам, находящимся над рабочей панелью. Сверху находится панель с общими функциями. Все аудио-машинки при выборе появляются в компактном состоянии. Редактор паттерн для удобства расчерчен вертикальными полосами светло- и тёмно-серого цвета шириной по чётыре клетки. С первого взгляда можно подумать, что эта программа не на многое способна, однако, выбрав любой из фильтров и развернув его настройки, усложнив соединения, создав несколько паттерн для различных аудио-машинок, вы будете приятно удивлены почти безграничной настройке почти всего, что есть в этой виртуальной студии, а есть там, как вы очень скоро убедитесь, немало. В закладке «Studio» происходит непосредственно работа с аудио-машинками: настройка, соединение. В редакторе паттерн (закладка «Pattern Editor») происходит создание паттерн для каждой машинки. «Sequence Editor» в свою очередь, является местом создания самого трека из паттерн. В «HD Recorder» происходит запись трека, причём записываться будет не весь звук, а только с аудио-машинок, подключённых к «HD Recorder Track». В «Project Info» вы можете написать информацию о вашем проекте, что, в принципе, логично. Возможности этой программы делают возможным её использование в живом выступлении.
Начнём, как и в случае с HighC, с самого простого, то есть с основной панели.
Панель эта состоит из кнопок управления файлами. Расскажу подробнее. При помощи первых трёх кнопок вы можете соответственно создать новый файл, открыть один из уже существующих и сохранить текущий. В окошке «BPM» прописывается скорость звукового потока. При помощи бегунка чуть правее, можно управлять громкостью звука. Панель рядом, показывает уровень звука в данный момент. Но как я уже сказал, эта панелька – самое простое, что есть в «DarkWave Studio». Теперь расскажу немного о закладках программы.
Стандартный вид этой закладки лаконичен, как быт древнего человека – изначально в её рабочей области находится только мастер – главная аудио-машинка, обладающая лишь одной функцией: она воспроизводит звук, поданный на неё. Именно по этому, у мастера есть только вход (In), а выход (Out) отсутствует. Без этой машинки вы просто не услышите, что сотворили. Но о том, что здесь можно создать, я расскажу чуть позже, а сейчас предлагаю продолжить экскурс по закладкам «DarkWave Studio».
Закладка «Pattern Editor».
В этой панели можно нарисовать паттерны для аудио-машинок (кроме фильтров). Предлагаю разобрать её чуть подробнее.
В левом меню выбираются машинки, паттерны для которых вы собираетесь редактировать. После выбора машинки у вас появится возможность выбрать паттерну для изменения в меню чуть правее (если машинка подключена через несколько портов, вам придётся выбрать один из них в следующем меню). Если паттерн для выбранной аудио-машинки ещё нет, вы можете создать свои, нажав кнопку «Add Pattern» (). Их можно сразу же переименовать при помощи кнопки «Rename Pattern» (). Если вам не понравилась созданная паттерна, её можно удалить при помощи кнопки «Remove Pattern». Параметр «Pattern Length» определяет длину выбранной паттерны. Следующие три кнопки помогут вам управлять проигрыванием паттерн: запустить/поставить на паузу, остановить, включить/выключить повторение. Помимо этой управляющей панели здесь есть небольшая панель инструментов.
При помощи неё вы сможете настроить начальную длину штриха и выбрать нужный вам инструмент: маркер («Edit Mode») или выделение («Select Mode»).
Вы скорее всего заметили, что эта закладка разделена на 2 части. В верхней, как я уже сказал, происходит редактирование паттерн. В нижней же, происходит их настройка (по типу эквалайзера). Она имеет свою, небольшую панель управления.
При помощи этой панели вы можете выбрать свойство, которое собираетесь отредактировать (у каждой машинки свой набор свойств) и создать/удалить его контроллер (что-то вроде эквалайзера). Больше в этой закладке изучать нечего, перейдём к следующей.
Закладка «Sequence Editor».
В этой закладке, собственно, и происходит создание трека. При добавлении в студию аудио-машинок, здесь будут появляться дополнительные поля, в которые можно будет, вставлять паттерны, которые вы для этих машинок создали. Паттерны выбираются в меню, находящемся под панелью управления этой закладки, которая, в свою очередь, имеет помимо кнопок управления воспроизведением и поля длины, ещё и кнопку «Record Song»(), функции которой, я думаю, понятны из названия. Теперь предлагаю изучить закладку, специализирующуюся на записи.
Закладка «HD Recorder».
Содержимое это закладки ясно как день. В панели инструментов находится лишь одна кнопка – запись. При добавлении в студию машинок «HD Recorder Track» будут появляться панели управления каждой из них. В себе они содержат регулятор громкости с её показателем, кнопку для указания файла, в который будет сохранена запись. Эта закладка даёт возможность записывать звук, подаваемый на каждый «HD Recorder Track», в отдельные файлы, но это, пожалуй, единственная её возможность, поэтому перейдём к следующей закладке – последней.
Закладка «Project Info».
Эта закладка так же выполняет только одну функцию – при помощи неё можно пометить важную для вас информацию о проекте. На этом, собственно, считаю наш краткий экскурс законченным и предлагаю перейти к изучению основы – аудио-машинок.
Ну, вот мы и подошли к основе этой программы – к аудио-машинкам. Прежде всего, для работы с аудио-машинками надо научиться их правильно соединять. Без этого умения у вас не получится ровным счётом ничего хорошего, поэтому считаю логичным начать работу с аудио-машинками именно с изучения соединений.
Соединения.
Итак, начнём. Первое, что надо знать о соединении машинок – это то, какие их части можно соединять. Здесь всё логично – «Out» соединяется с «In». Однако не любые машинки получится соединить между собой. Например, вы не сможете соединить две «играющие» аудио-машинки или вывести звук с фильтра на такую машинку. Соединения в этой программе строятся по системе корней, то есть с каждым уровнем количество разветвлений растёт всё сильнее и сильнее. Для удобства, я начну описывать сеть соединений с конца. На конце стандартной ветки идут чаще всего «играющие» машинки или «ControlChange Mapper», подключаемый к таким машинкам. Дальше может идти фильтр или даже несколько, причём от того, последовательно или параллельно будут подключены фильтры, может зависеть звучание, причём, чем глубже каждый из фильтров настроен и чем их больше, тем сильнее будет разница в звучании. После всего этого должен идти «HD Recorder Track», если вы, конечно, хотите записать своё произведение. Причём перед рекордером для улучшения качества советую подключить фильтр «AntiAlias», однако его нужно подключать лишь когда проект готов, так как этот фильтр чистит звук для записи и сильно тормозит звуковой поток, особенно при максимальной фильтрации, но зато благодаря этому фильтру качество записи может сильно улучшится. Так же, для более удобного обращения и углубления настройки, советую звук с фильтра выводить в «Mixer», так как это позволяет упорядочить машинки и легко ими управлять во время записи. И уже на звук с фильтра можно подключать дополнительные фильтры, и потом запись. И естественно надо не забыть подключить звук к мастеру. Для наглядности покажу несколько примеров простых и удобных сетей.
Здесь для наглядности я развернул миксер (как и у всех аудио-машинок, это происходит, если нажать кнопку «»). Звук с миксера выведен на фильтр «AntiAlias», а потом на «HD Recorder Track» и «Master». В 1й и 2й каналы миксера у меня подключены «Stomp» и «DGenR8», которыми управляет «ControlChange Mapper», в 3й канал я включил два «Bass Head’а», объединённых фильтром «QuadDelay». Следующий пример похож на этот, но, тем не менее, отличия будут.
Эта схема немного труднее предыдущей, но на её примере можно рассказать больше. Пожалуй, я начну с ветки, соединённой с первым входом миксера. В ней у меня расположены «BassHead» и «Stomp», контролируемые «ControlChange Mapper’ом» и включённые в акустический фильтр «SpatialVerb». Благодаря такому соединению эти машинки будут играть одно и то же с настраиваемой задержкой и с нужным мне объёмом. Дальше, я расскажу о ветке, контролируемой вторым «ControlChange Mapper’ом». Сразу, к этой управляющей машинке у меня подключены «DGenR8» и «Stomp», чтобы играли одно и то же, но «DGenR8» я подключил сразу ко второму входу миксера, «Stomp» же, я подключил к фильтру «QuadDelay», для настройки эффектов звучания. К этому фильтру, для этой же цели, я подключил и «BassHead», и пустил звук с фильтра в 1й AUX. Звук с миксера я очистил пустив его в «AntiAlias», после чего послав на «HD Recorder Track» и мастер. При помощи этой и подобных сетей можно свободно и глубоко управлять довольно большим количеством аудио-машинок. Теперь, я думаю, вы поняли основные принципы управления связями аудио-машинок, и начну рассказывать о каждой из них подробнее.
Я решил начать свой рассказ именно с этой машинки, так как она является основным управляющим инструментом в «DarkWave Studio». Начнём изучение «Mixer’а» сверху. Там находятся кнопки управления каналами (треками) машинки. Кнопка «Mute» отключает звук канала, кнопка «Solo» делает канал единственным включенным. Ниже находятся регуляторы громкости AUX’ов в этом канале. Дальше идут регуляторы громкости звуков самого канала. Каждый отвечает за звуки подписанной под ним высоты. Ещё ниже находится общий регулятор громкости канала, по бокам от которого есть показатели громкости, отображающие уровень звука на каждой из двух линий (на данный момент). И нижний бегунок отвечает за распределение мощности между линиями. Нижняя полоса отвечает за соединения
В принципе, эту аудио-машинку можно использовать и как заменитель бас-гитары, и как дополнение к барабанам («DGenR8»). Машинка в своём управлении довольно простая, настроек не много, но звучание настраивается довольно глубоко. К тому же, как вы уже скорее всего догадались, эта машинка – «играющая», поэтому, я считаю необходимым показать вам редактор паттерн для этой машинки.
Как видно, сетка помечена светлыми и тёмными областями, о чём я говорил при описании этой закладки. «Stomp» охватывает довольно большой диапазон частот (от G-10 до С-0, если это, конечно, вам о чём-либо скажет), что делает его возможности очень широкими.
Эта аудио-машинка является имитатором барабанов в «DarkWave Studio». Об этом гласит надпись в правом верхнем углу машинки. У каждого виртуального барабана здесь свои отдельные настройки, что очень удобно. Благодаря этому, управлять машинкой можно просто и без напряжения. Как вы уже поняли, эта машинка, как и «Stomp» — «играющая», поэтому, я должен показать вам редактор паттерн для неё.
Здесь нет деления по высотам, но, вместо этого, тут есть деление по барабанам, что, по-моему, логично. К тому же, такое строение сильно упрощает создание паттерн, хоть и ограничивает возможности.
«BassHead».
Пожалуй, это – самая грамосткая аудио-машинка из всех, которые я видел в «DarkWave Studio» (мне пришлось склеивать два скриншота, чтобы собрать картинку слева). Зато её функционал настолько обширен, что, по-моему, сможет заменить целый синтезатор. Все бегунки в настройках подписаны, так что, если вы знаете английский, то сможете легко разобраться с этой машинкой, да и со всей программой. Эта аудио-машинка так же является «играющей» и у неё есть два вида: обычная и полифоническая, которые отличаются лишь звучанием. Плюсом этой машинки, помимо обширнейшего функционала, является красивый экранчик, органично сочетающийся с дизайном «BassHead’а». Редактор паттерн для этой аудио-машинки аналогичен редактору для «Stomp’а», поэтому, не считаю нужным его показывать.
«ControlChange Mapper».
Как можно понять из названия, эта машинка – управляющая. Она выполняет функцию перфокарты для пианино. При подключении к ней аудио-машинок и создании для неё паттерн, они будут воспроизводиться на подключенных машинках одновременно, с заданной в «ControlChange Mapping’е» задержкой. И несмотря на то, что сама по себе, эта машинка не имеет звучания, её можно отнести к «играющим», так как для ней можно создавать паттерны. При этом редактор паттерн, точно такой же, как для «BassHead’а» и «Stomp’а». Собственно, это была последняя «играющая» аудио-машинка, но далеко не последняя машинка в программе, поэтому перейдём к следующей.
«AntiAlias».
Первая машинка-фильтр, о которой я хочу рассказать – это «AntiAlias». Она служит фильтром звука, убирая из него посторонние шумы. Как я уже сообщал выше, лучше всего подключать его, когда трек уже готов, перед самой записью. Довольно простой в использовании фильтр. Имеет пять вариантов очистки. Однако надо помнить, что чем сильнее выбрана фильтрация, тем сильнее будет задержка в программе, но запись будет только лучше. На этом функционал данной машинки заканчивается, перейдём к следующей.
«SpatialVerb».
Это полезнейший акустический фильтр. Благодаря ему, можно настроить объём звука: уровень эха, отражение волны, уровень её рассеивания, прибавку к громкости. Потрясающий фильтр, позволяющий даже самый простой и плоский звук наполнить объёмом и сделать неповторимым. Расскажу о нём поподробнее. Слева находится панель настройки распространения волны. С помощью бегунков вокруг, вы сможете настроить площадь комнаты, положение источников и приёмников звука и распространение волны. Снизу находятся 4 различных регулятора. «Wall Absorb» позволяет настроить, как сильно будет ослабляться волна после прохождения расстояния и отражения от стен. При помощи «Feedback» можно отрегулировать эхо. «Cutoff» позволяет изменить частоту добавляемой волны, а «Gain» — её громкость. Для наблюдения за изменениями, здесь есть ещё 2 экранчика. На среднем показываются уровни громкости на приёмниках. Правый показывает, собственно, саму волну. Сверху справа расположена бегущая строка, показывающая изменяемые параметры.
«QuadDelay».
Ну, вот мы и подошли к последнему, и, пожалуй, самому мощному фильтру в «DarkWave Studio». При помощи него вы сможете детальнейшим образом настроить звучание подключённых к нему машинок. «QuadDelay» может подкорректировать звук еле заметно, а может изменить его до неузнаваемости. Фильтр имеет небольшое количество связанных между собой настроек, но эти настройки продублированы в нём 4! раза, что и позволяет достичь огромной точности в корректировке звучания. Однако, такая точность является и недостатком этого фильтра, делая практически невозможным управление им во время записи или выступления. В общем, могу сказать, что это довольно удачный фильтр, но подходит, в основном для единичной настройки, хотя и весомой.
«HD Recorder Track».
Ну, вот мы и подошли к последней машинке, о которой я хочу рассказать. Она не имеет собственных настроек, но роль её в этой программе очень велика, так как это – основной и единственный инструмент звукозаписи в «DarkWave». У этой машинки есть два вида: «Mono» и «Stereo». Чем они различаются, думаю, понятно. Функционал этой машинки я объяснил выше, ещё раз повторять, наверное, не стоит.
На этом мой рассказ об аудио-машинках заканчивается. Дальше я кратко расскажу о строке меню данной программы.
Как видно, строка меню у «DarkWave» очень компактная. Подробно о ней я рассказывать не буду. Меню «File» содержит стандартные функции: сохранение, открытие, выход. В меню «View» вы можете выбрать закладку, на которую хотите перейти или зайти в дополнительные настройки. О них я рассказывать не буду. Функции «Help’а», я думаю рассказывать не надо.
На этом мой рассказ об этой великолепной виртуальной студии завершается. Я уже рассказал о двух самостоятельных музыкальных редакторах. Каждый из них имеет полное право на жизнь, но приспособлены для людей различных склонностей и выполняют похожие функции абсолютно разными способами. Дальше я не буду рассказывать о серьёзных музыкальных студиях, но расскажу о нескольких очень полезных аудио-программах.