HighC
Тип: программа для создания музыки при помощи графики.
Разработчик: Tomas Baudel
Поддерживаемые ОС: Windows XP/Vista/7
Основной формат проекта: UPIC/UPIZ
- Рисование музыки при помощи различных звуковых волн.
- Преобразование графики в музыку.
- Преобразование музыки в графику.
- Широкий выбор форм волны и видов звучания.
- Наличие довольно хороших стандартных паттерн (количество зависит от формы лицензии).
- Возможность создания собственных паттерн.
- Редактирование формы волны.
- Редактирование «мазка» кисти при помощи узлов.
- Прослушивание как всей «картины» сразу так и отдельных элементов.
- Изменение длины трека.
- Изменение размера выбранного элемента.
- Изменение масштаба.
Программа имеет довольно приятный интерфейс. Нет лишних панелей. Рабочая область полностью настраивается. Панель инструментов (их всего 6 + кнопки проигрывания и записи(3 штуки)) находится в верхней части экрана, при желании её можно переместить. В правой части экрана находятся две основные рабочие панели: «Waveform», необходимая для выбора, редактирования и создания волн, «Envelope», необходимая для выбора, редактирования и создания форм громкости звучания. Эти две панели работают вместе, то есть волна, выбранная пользователем в «Waveform», будет звучать по форме, выбранной в «Envelope». Так же в правой части экрана есть закладка «Patterns», в которой находится панель выбора паттерн. В ней можно выбрать из уже существующих, при желании прослушав. Также туда добавляются все новые паттерны. В левой части экрана находится полоса высот, которую при желании можно убрать. В нижней части экрана находится панель тэгов проекта. Их можно настраивать, слушать или редактировать в зависимости от желания. Панель можно убрать.
В целом довольно простой интерфейс программы позволяет освоить её основные возможности довольно легко и быстро, однако для того, чтобы создавать стоящие треки, необходим опыт и, наверное, талант.
Начнём с простейшего: разберём панель инструментов.
Так выглядит панель инструментов в стандартном виде.
Я думаю, следует начать с её основного элемента: кисти –
Кисть является основным приспособлением для рисования в HighC, при помощи неё на сетку можно наносить различные рисунки:
Нарисовав некоторые закорючки, при помощи стандартной кисти, мы, вероятно, захотим прослушать то, что у нас получилось. В этом нам поможет следующая рабочая панель:
— с помощью этой панельки можно записать прослушать или поставить на повторение уже запущенную картинку. Скорей всего первые штрихи будут похожи на сирену (как было у моих друзей) или на звук включения диджейской установки (как было у меня).
Если вам не понравилось то, что вы услышали, можно выбрать нужный элемент при помощи инструмента Select () и перетащить, удалить (кнопка “Backspace”) или выделить для прослушивания отдельно, нужные Вам штрихи.
Выделенные штрихи можно отредактировать при помощи инструмента Edit(), который позволяет работать с узлами штрихов в выделенном фрагменте. Выглядит это примерно так:
Узлы отмечены точками. При работе с узлами надо помнить, что рисунок располагается на временной ленте, следовательно, один и тот же штрих не может идти крюком, то есть каждая следующая точка должна быть правее предыдущей, иначе узлы будут удаляться. Этим можно воспользоваться для упрощения рисунка.
Инструмент Draw (), как и кисть является приспособлением для рисования, но отличается от неё тем, что создаёт штрихи по точкам, что может улучшить точность рисунка, создать чёткий ритм.
— безусловно, необходимая панель, с понятным, как день значением – длительность проекта.
— за неимением обычной строки состояния, разработчики сделали панель состояния. Получилось довольно удобно.
Панель инструментов, конечно, основа, однако без умения пользоваться остальными возможностями программы у вас не получится ничего стоящего, по этому перейдём к боковым панели.
На самом деле, в этой закладке лежат две основные панели программы. Без умения пользоваться ими, у вас не получится ровным счётом ничего, что можно было бы с интересом слушать. Пользуясь именно этими панелями, Вы сможете полноценно настроить волну, на которой основывается работа всей программы. Поэтому предлагаю рассмотреть каждую из этих двух панелек подробнее.
Считаю наиболее логичным, начать рассмотрение панелей этой закладки именно с «Waveform», потому что именно от значения, выбранного в этой панели, зависит звучание волны.
Теперь разберём эту панель по частям.
Начнём с верхней части.
— часть, в которой показываются свойства выбранной волны. Для каждой волны они разные. Одинаково у всех волн лишь наличие свойства «Name» и ячейки с цветом (), что в принципе, логично.
Для того чтобы показать это приведу несколько примеров:
— волна «Triangle»(). У этой волны показана форма, а не значения формулы звучания, как было у волны «Sine».
— свойствами волны «WhiteNoize», в отличие от предыдущих двух примеров, являются виды этой волны.
Но зная только о свойствах, вы не сможете в полной мере пользоваться панелью «Waveform», поэтому перейдём к следующей её части.
По сути – это панель управления в «Waveform».
При помощи элемента «edit current in a large window» (), можно посмотреть поведение звуковой волны на разных частотах (у каждой волны есть свой максимум и минимум высоты) или отредактировать волну (для этого придётся создать новую (как, я расскажу позже), т.к. элементы стандартной библиотеки защищены).
Редактирование волны будет происходить в новой закладке рабочей области:
В верхней части показываются свойства волны, которую мы выбрали для редактирования. Стандартные волны мы не можем изменять, поэтому эта область будет недоступна для редактирования. В нижней части показаны характеристики волны – в левой четверти («Waveshape») показана форма волны. Она изменяется в зависимости от свойств, проставленных в верхней половине закладки. Точка на этой панели играет роль бегунка, при помощи которого можно просматривать волну за выбранное количество периодов и на выбранной высоте. Панель, находящаяся в правой нижней четверти («spectrum»), показывает диапазон волны на выбранной частоте.
Однако, для управления волной необходимо научиться изменять её свойства, а в HighC это можно сделать лишь создав новую волну. Для этого существует кнопка «clone current and edit it» (). Если мы выберем, допустим, волну «Sine», и нажмём эту кнопку, то как и сказано в названии, программа создаст копию волны (она будет помещена в меню выше раздела «base»). Эту копию можно будет редактировать. Выбрав созданную волну и нажав кнопку «edit current in a large window», мы перейдём в раздел редактирования волны и заметим некоторые изменения. Теперь это окно будет выглядеть так:
Панель со свойствами теперь стала доступна для редактирования. При изменении свойств волны изменятся её форма и диапазон:
Параллельно будет меняться и звучание волны. Для того чтобы прослушать, как будет звучать волна, существует кнопка «hear a sound sample»(). Программа воспроизведёт звучание волны на разных высотах. Если вам не понравилось то, как звучит волна, её можно удалить при помощи кнопки «delete current» () (если она не является элементом стандартной библиотеки). Редактирование также возможно и без перехода в новую закладку. Волну можно редактировать прямо на самой панели.
Однако необходимо помнить что панели «Waveform» и «Envelope» работают вместе, то есть волна, выбранная в «Waveform», будет звучать по модели «Envelope», к изучению которой я предлагаю приступить.
Как я уже сообщил выше, при помощи этой панели задаётся форма громкости звучания волны, выбранной в «Waveform». Эта панель предельно похожа на описанную мной выше.
В верхней части этой панели, как и в «Waveform», показаны свойства формы. Отличие лишь в том, что у форм нет своего цвета и уникальных свойств. У каждой формы есть лишь 3 свойства: собственно, форма, время атаки и время реализации.
Редактирование формы проходит похожим способом, но гораздо проще:
Как видно на этом скриншоте, здесь нет панелей показывающих свойства, да они в принципе и не нужны здесь. Зато тут присутствуют полосы масштабирования (полезнейший нестандартный элемент, служащий заменой скроллбара. Так же присутствует в основной рабочей области. О нём я расскажу чуть позже.) При помощи них вы можете выбрать удобный вам масштаб по любой оси, что существенно облегчает работу и позволяет создать точнейшую форму звучания. Стандартную форму, так же как и волну изменять нельзя, для этого надо создавать новую. Делается это точно так же, как и в «Waveform», так как панель управления у «Envelope» абсолютно идентична. Сам процесс редактирования довольно прост.
Изменение формы происходит посредством узлов. Время атаки и реализации можно проставить там же.
Как и в «Waveform», в «Envelope» возможно редактирование на самой панели.
Научившись пользоваться панелями закладки «Components», вы сможете полностью контролировать звуковую волну, при помощи которой ведётся рисование музыки в HighC. Однако это ещё не все возможности этой своеобразной и интересной программы. Придумав какой-либо понравившийся вам эффект или мелодию, вы наверняка захотите сохранить свой опыт для использования в дальнейшем. В этом вам помогут паттерны (Patterns).
Для скорейшего изучения этого блага предлагаю перейти к одноимённой закладке.
При помощи этой закладки контролируется работа с паттернами. Она значительно отличается от работы с волнами и формами звучания. Сама панель «Patterns» не несёт на себе большой нагрузки: с её помощью можно только просматривать, прослушивать, вставлять, создавать и удалять паттерны. Кнопки панели управления здесь работают точно также, как и в закладках панели «Components», за исключением двух.
Во-первых, здесь появляется кнопка «instantiate the pattern» (), позволяющая вставить паттерну в рабочую область (вставка произойдёт справа от выделенной области).
Во-вторых, кнопка «edit in a large window» () похоже, потеряла свой смысл, т.к. после её нажатия панель вообще перестаёт функционировать. Не знаю баг это или конфликт с операционной системой (что наврятли, т.к. всё остальное работает отлично). Так что просто не обращайте на неё внимание и не нажимайте.
Остальные же кнопки работают так же, как и в панелях закладки «Components».
Однако, на этой панели работа с паттернами не заканчивается, основная её часть происходит при помощи меню «Effects», о котором я расскажу чуть позже. Сейчас предлагаю рассмотреть главный, и, по-моему, единственный, инструмент масштабирования.
Полоса масштабирования (не знаю, как ещё назвать эту потрясающе удобную вещь), собственно, это редактируемый скроллбар. Как видно на картинке, он состоит из полосы, показывающей длину проекта по оси (горизонтальная ось – время, вертикальная – высота, она постоянна), таймера, показывающего на каком времени находится первый бегунок, и, собственно, двух бегунков. При помощи них и происходит редактирование, даже скорее, ограничение, ширины скроллбара.
При этом часть полосы, показывающая невидимую часть проекта, затемняется. Управление полученным скроллбаром осуществляется за часть полосы между бегунками. При помощи двух таких полос вы сможете детально рассмотреть ваш проект и увидеть малейшее несоответствие рисунка вашей задумке.
Теперь предлагаю приступить к изучению строки меню HighC.
— компактная строка меню без лишних функций. Считаю логичным начать её изучение слева направо, с меню «File».
Как видно, в HighC это меню не сильно отличается от подобного меню в других программах. Первые три строки являются стандартными функциями – создание и открытие проекта (open recent – открыть последний). Дальше идёт вставка библиотеки и вставка аудио файла. Потом идёт сохранение проекта. Следующий раздел содержит в себе функции экспорта и функцию «проиграть». Дальше раздел с настройками страницы и печатью. Последний раздел содержит самые главные функции – закрыть текущий проект и выйти из программы. Но на этом меню я не страну останавливаться, так как оно почти стандартно и вы наверняка знаете, как им пользоваться, поэтому предлагаю перейти к следующему меню.
Меню «Edit».
Так же довольно стандартное меню. Первые два раздела, я думаю подробно описывать не надо, это стандартные функции типа «Правка»: вперёд, назад, вырезать, копировать, вставить, удалить и дублировать (единственная нестандартная функция этих двух разделов, дублирует выделенные объекты справа от выделенной области). Следующий раздел содержит функции работы с выделенной областью. На этих функциях я предлагаю остановиться чуть подробнее. Функция «Set Waveform» присваивает объектам в выделенной области выбранную форму волны. Функция «Set Envelope» работает аналогично, задавая форму звучания для выделенных элементов. «Set Level» работает точно так же. И последний раздел это раздел выбора. При помощи его функций, вы сможете выбрать угодную вам группу элементов проекта. Функции «Select from Waveform/Envelope/Pattern» выбирают элементы, соответствующие выбранным в одноимённых панелях. Функции «Select from Level/Duration» выбирают элементы в соответствии с указанными вами в появляющихся при нажатии окнах одноимёнными параметрами. Функция «Select All» выбирает все элементы проекта.
Меню «View».
Меню, при помощи которого происходит настройка экрана программы. В первом разделе находятся функции просмотра, что они делают, легко понять, даже не зная английский, поэтому на них останавливаться не буду. При помощи функций следующего раздела мы можем настроить отображение элементов проекта: выбрать, какие объекты показывать и распределить их по планам. Далее следует раздел, при помощи которого идёт настройка сетки по элементам каждой из двух шкал. После следует раздел настройки показа рабочих панелей, разобраться в нём можно просто прочитав названия. Последний раздел содержит всего одну функцию, при помощи которой можно выбрать фоновый рисунок рабочей области. Если честно, не вижу смысла в этой функции, так как рисовать поверх картинки, по-моему, не очень-то удобно. На этом функции данного меню заканчиваются, предлагаю приступить к изучению следующего.
Меню «Effects».
Небольшое, но очень функциональное меню. Его я опишу чуть подробнее, чем остальные. Первый раздел посвящён работе с паттернами. Причём функционал этого раздела именно в работе с паттернами не уступает панели «Patterns». При помощи его функций мы можем не только вставить выбранную паттерну в наш проект, но и создать новую из выделенных элементов своего проекта. Так же при помощи функции «Ungroup Pattern» вы можете разгруппировать паттерну (даже стандартную) и отредактировать как вам угодно. Функция «Replace with Pattern» заменяет выделенные объекты, на выбранные в соответствующей панели паттерны, сохраняя длину по временной шкале неизменной, что довольно удобно для добавления (создания) интересных эффектов. Следующий раздел содержит так же очень полезные функции по работе с частотой и амплитудой объектов в выделенной области, эти параметры отображаются как на самих элементах, так и в звучании. Ну и завершение этого меню — «Make as Waveform» создаёт из выделенных объектов форму волны! Эта удобнейшая и полезнейшая функция позволяет вам создавать уникальные эффекты и существенно облегчает работу с ними, сильно расширяя грани работы с волнами.
На этом, собственно, и завершается как это меню, так и функциональная часть строки меню. Функции меню «Tools» и «Help», считаю очевидными и не считаю правильным дольше останавливаться в исследовании данной программы.